Исторический очерк

ФОКИНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
На свете много красивых мест, однако село Фокино особенное. Оно уютно устроилось на живописном правом берегу Волги в юго-восточной части Нижегородской области. Волга здесь протекает вдоль северной границы села. Фокинская земля словно поцелована Богом! Издревле Фокино славится своими садами. Коренные жители величают родное село «пристанью богов» и «яблоневым раем».

Фокинские яблоки
Впервые Фокино упоминается как селище в Духовной грамоте князя Михаила Ивановича Воротынского от 1569 года. Термин «селище» в русском языке с давних пор обозначает неукреплённое поселение. В толковом словаре Ушакова указано: «селище – это место, на котором было расположено древнее селение»; селище – увеличительное к слову «село». Следовательно, в отношении Фокина селище следует понимать как большое село, возникшее на месте древнего поселения.
Появление Фокина на географической карте неразрывно связано с историей Нижегородского края. Нижегородское Поволжье развивалось как полиэтнический регион. Археологические данные свидетельствуют, что до прихода славян волжские берега от устья Оки до устья Суры занимали мордва (эрзяне, мокшане и терюхане), марийцы (черемисы), мещеряки и волжские булгары. Мордовские племена обосновались по берегам рек Пьяны, Теши, Алатыря, Кудьмы, Суры. Черемисы, согласно Лаврентьевской летописи, в основном обитали по берегам реки Оки. Профессор Е.Е. Замысловский в «Учебном атласе по русской истории» указал, что черемисы в 862–1054 годах селились в луговой части берега Волги от устья Суры до Камы.
В восьмидесятых годах XX века в Воротынском районе проводились археологические полевые работы под руководством советского ученого С.И. Алексеева. Раскопки осуществлялись и в селе Фокино. Оказывается, на территории Фокина в первом тысячелетии нашей эры черемисы обустроили пять городищ. Первое городище, образованное двумя оврагами, располагалось около километра к югу от юго-западной окраины села вдоль берега ручья Кручиниха. Ровная площадка размером 90х40 метров окружена земляными валами с внутренней стороны, а с внешней стороны – рвами глубиной более двух метров. Сохранившийся культурный слой – коричневый суглинок с углисто-гумусными включениями толщиной 0,3 метра, содержал признаки древнемарийской культуры – обломки лепной посуды с примесями крупного шамота и органики в глиняном тесте. В двадцати метрах к югу от первого поселения обнаружено второе городище треугольной формы размером 17х7 метров. К востоку в восьмидесяти метрах от него расположены остатки третьего городища овальной формы. Четвертое городище округлой формы найдено в семидесяти метрах к северо-востоку от третьего укрепления. Далее вдоль ручья Кручиниха вытянулось пятое городище неправильной формы размером 36х9 метров. Местоположение и система укрепления всех городищ аналогичны первому месту поселения древних племен. Археологи отметили, что и в X–XIII веках фокинские земли были обитаемы. Остатки древних стоянок обнаружены на обоих берегах Кручинихи, ориентировочно территория городищ 3–5, площадка размером 600х150 метров, возвышается над ручьем на 9–12 метров. Культурный слой состоит из двух прослоек: верхний – темно-коричневого суглинка толщиной 0,3 метра и нижний – серо-черного суглинка с углисто-гумусными включениями мощностью 0,30–0,52 метра. Найдены обломки лепной грубой толстостенной посуды с примесями органики в сочетании с песком, дресвой или шамотом, а также крупного песка или раковины в глиняном тесте, принадлежащие к финно-угорской культуре второго тысячелетия нашей эры и средневековому времени (Алексеев С.И., Данилов О.В. и др. 1991. – С. 87–91).
В начале XIII века, в 1221 году, у места слияния двух рек – Оки и Волги – русские основали город-крепость Нижний Новгород. Великий князь Константин Васильевич повелел русским людям селиться по берегам этих рек, «кто где захочет»; однако осёдлость в этих землях означала вынести себе смертный приговор, поскольку приходилось граничить с непримиримыми и воинственными племенами черемисов, мордвы, волжских булгар. Русские крестьяне и ремесленники к таким условиям жизни не стремились.
Если же не крестьяне и не ремесленники были первыми жителями села Фокино, кто тогда? Возможно, тайну скрывает само географическое название этого места. Топоним «Фокино» наводит на мысль, что основателем села был человек по имени Фока.
Однако у финно-угорских племен, которые населяли фокинские земли в средние века, звук [ф] в устной речи не встречался. Он стал применяться только в заимствованных словах или именах иноязычного происхождения лишь во второй половине XVIII века, когда начинает формироваться письменность, и появляются первые переводы церковных сочинений на мокшанский, эрзянский и марийский языки, выполненные силами Нижегородской и Казанской духовных семинарий с использованием кириллицы. Кроме того, до крещения мордвы и марийцев, которое массово началось с середины XVI века при шествии Ивана Грозного на Казань, имя Фока для мальчиков в среде коренного населения не использовалось. Следовательно, топоним «Фокино» явно имеет иное происхождение.
Мужское имя Фока пришло к славянам из Греции в конце X века (др.-греч. Φωκάς – тюлень). При великом Киевском князе Владимире Святославиче христианство стало государственной религией Руси. С целью быстрейшего распространения новой веры среди славян-язычников был введен ономастикон («именослов», «святцы») – список имен христианских святых, которые давались младенцам при крещении. Выбирая имя для ребенка, родители обращались за помощью к священнику. Следуя церковным канонам, батюшка ориентировался на святцы и закреплял имя в таинстве крещения.
Наречение детей великих русских князей происходило аналогичным образом как у простолюдин. Например, у московского государя – великого князя Василия III Ивановича (ему принадлежали также город Василь на Суре и селище Фокино с землями) и его супруги Елены Васильевны Глинской 25 августа 1530 года родился сын. Новорожденного назвали Иоанном в честь ближайшего к моменту рождения праздника – Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, которое произошло 29 августа (по юлианскому календарю). Возможно, символизм этого события оказал влияние на судьбу будущего грозного царя Ивана IV.
У многих народов во все времена была велика вера в тайное могущество слова. Это выражалось через множество заговоров, сохранившихся до сих пор. Люди уделяли особое внимание выбору имени для своего чада, поскольку звуковые и вибрационные сигналы могут воздействовать на сознание человека: одни стимулируют к подвигам или исцелению, другие – подавлять и вызывать болезнь. Следовательно, имя не просто обозначение личности; оно в некоторой степени влияет на формирование характера и может отчасти определять судьбу человека.

Фрагменты древней славянской азбуки. Буквенный состав имени Фока
Узнать тайный смысл имени Фока поможет древнеславянская азбука. Уникальность этой азбуки заключается в её акрофоничности: она позволяет образовывать новые слова не только по алфавитным названиям букв, но и по их звукам. Кроме того, в каждой букве заключен определённый образ, а в некоторых – ещё и цифра.
Обратим внимание на последовательность расположения букв в этой азбуке: Аз, Боги, Веди, Добро, Есть, Есмь, Живот и так далее; что в переводе на современный язык звучит примерно так: «Я, познав Бога, преображусь для жизни вечной». Получается, что буквица даёт человеку моральные и нравственные ориентиры, а также правила земной жизни, без которых невозможно его духовное развитие.
Следуя указанной логике, попробуем расшифровать скрытый смысл в имени Фока. Имя состоит из четырёх букв. Первая буква «Ферт» заключает в себе такие понятия, как гордость, благородство, значимость.
Вторая буква «Он» указывает на наличие двух миров: наш мир и мир «оный» (иной). Слово «Он» применялось не только для обозначения конкретного человека, живущего в этом мире, но и для указания на Бога.
Третья буква «Како» трактуется как необходимость гармонии человека с Богом для достижения светлого будущего. «Како» означает – Бог создал человека по своему образу, от человека же требуется стремиться к подобию Божьему.
Последняя буква «Аз» символизирует двойственную природу человека: земную (низменную) и небесную (духовную), устремлённую ввысь к Богу.
Таким образом, в соответствии с древнеславянской азбукой, жизненная программа, предначертанная человеку с именем Фока, звучит так: «Благородный человек, живущий в этом мире, должен преодолеть своё земное (низменное) начало и устремиться к Богу». Следовательно, имя Фока призывает к святости.
Документальных свидетельств о том, в какой период жил в наших краях Фока, и чем он занимался, пока не найдено. Тем не менее, в народе передаются из уст в уста несколько легенд.
Первая легенда о происхождении названия села гласит о том, что оно наречено в честь святого мученика Фоки Вертоградаря. Православные христиане почитают двух святых с именем Фока – священномученика Фоку Синопского (епископа) и мученика Фоку Вертоградаря (Садовника), которых часто путают или воспринимают как одно лицо. Согласно православному церковному календарю, память о первом святом отмечается 4 августа, а о втором – 5 октября. У этих двух святых мужей действительно судьбы схожи: оба жили в черноморском городе Синопе, но в разные века; и тот и другой пострадали за христианскую веру.

Священномученик Фока, Епископ Синопский. Фрагмент фрески.
Монастырь Ватопед на Афоне
Священномученик Фока Синопский (епископ) родился в I веке н.э., рано уверовал во Христа и принял крещение. За благочестивую жизнь, обращение многих к вере и дар исцеления был избран епископом города Синопа при римском императоре Траяне (98–117 гг.). Во время гонений на христиан его арестовали и подвергли мучениям, требуя отказаться от веры в Христа. В 117 году он, будучи заключённым в горячей бане, принял мученическую смерть.
Святой Фока Вертоградарь (Садовник) жил в Синопе во II–III веках. Его отличало трудолюбие, скромность и благочестие. Он занимался садоводством – выращивал яблони и груши, щедро раздавая плоды нуждающимся. В 320 году, когда правитель Синопы узнал о том, что садовник распространяет учение Христа, Фоку приговорили к смертной казни через отсечение головы мечом. Похоронили Вертоградаря в собственном саду на берегу Чёрного моря. Место погребения мученика прославилось чудесами. Впоследствии там построили храм.
Особо чтили святого Фоку мореплаватели, даже корабли называли в его честь. Моряки и речники неспроста почитали святого Фоку Вертоградаря. По молитвам, обращенным к нему, они не раз выходили невредимыми из буйных вод. Кроме того, слово «фока» знакомо морякам не понаслышке, оно для них своё, родное. Его добавляют к названиям снастей, парусов и рангоута корабля. Например, «фоком» называют прямой парус, который является самым нижним на фок-мачте. «Фоком» также считают нижний косой парус, если прямого паруса нет.
Вообще, когда слышишь слово «парус», сразу представляются корабли, идущие по бескрайним просторам океанов, морей и рек. Ветер странствий наполняет паруса движущей силой. Все великие открытия совершались с помощью парусов. На пути моряков подстерегали бури и ураганы. Разъяренные порывы ветра могли разорвать паруса в клочья и превратить корабль в неуправляемую посудину. Предотвратить такое несчастье могла лишь молитва, обращенная к святому Фоке да надежные паруса. Материя, из которой шили паруса, должна быть легкой, прочной, водостойкой и представлять собой единое широкое полотно без швов. Кроме того, парус – это сложная система, включающая не только сам парус, но и такелаж (различные канаты и веревки).
Известно, что на Руси паруса шили из парусины – плотной ткани из натуральной пряжи, для изготовления которой использовали коноплю, лен, джут и хлопок. Лучшая пенька на мировом рынке в те времена была российского производства и пользовалась большим спросом. В прошлые времена на нижегородских землях широко культивировали лен и коноплю. Для большей прочности стебли этих растений на несколько месяцев замачивали в холодной проточной воде. Здесь на помощь приходили осенние воды Волги и Суры. Таким способом подготовленная пенька для парусины и канатов нашла применение не только в речном, но и в морском деле. Паруса выдерживали натиск страшных бурь, а канаты не подвергались агрессивному действию морской соли и не поддавались гниению.
Фокинцы испокон веков отличались трудолюбием, смекалкой, сноровкой, практичностью и различными умениями. Жители села умели строить дома, делать ладьи и баржи, рыболовные снасти. Они занимались не только хлебопашеством и садоводством, но и разводили домашний скот и птицу. Крестьяне умели прясть, ткать, плести, вязать, шить, ковать железо, изготавливать из дерева и глины посуду, печь пироги, готовить еду и медовуху, сбивать масло и варить сыр, заниматься столярным и плотницким делом, рисовать, добывать и плавить руду и т.д. Кустарное производство достигало временами невероятных размеров.
В статье И.И. Звездина «Кустарные промыслы Васильсурского уезда Нижегородской губернии» сказано, что в середине XIX века в Фокине было полтора десятка прядильных заведений по производству канатов и веревок. В каждом доме, как правило, имелся ткацкий станок. Ткали парусину большими метражами. По производству канатов Фокино лидировало в Поволжье до конца XIX века. Излишки хлеба, яблок и изделий сбывали заезжим купцам на своей пристани или отвозили на ярмарки в различные города. Все знания и умения селяне передавали из поколения в поколение, благодаря чему село всегда было зажиточным. В нем строили не хижины, а богатые хоромы – высокие пятистенные избы, полукаменные и каменные дома, украшенные красивой резьбой.

Святой мученик Фока Вертоградарь (Садовник).Покровитель садоводства, моряков и речников.
С древних времён и по сей день святой Фока Вертоградарь (Садовник) словно является незримым покровителем волжского села Фокино, направляя его историческое развитие по определённому Богом руслу и помогая труженикам земли русской в выращивании знаменитых фокинских яблок. Возможно, много веков назад в дань памяти святого и было названо село.
В январе 2023 года в Фокинском храме в честь Архистратига Михаила появилась уникальная икона. Такой иконы больше нигде в мире нет, она единственная! Идея создать и подарить родному селу эту реликвию возникла у меня в 2020 году, когда я начала изучать историю нашего края. Собрав нужную сумму денег, в октябре 2022 года я отправилась в Москву, в альма-матер – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который мне посчастливилось окончить по специальности теология в июне 2021 года. Там обратилась за помощью к своему любимому учителю Таланкиной Марии Владимировне – старшему преподавателю кафедры теологии факультета дополнительного образования ПСТГУ. Она направила меня на факультет церковных художеств. В мастерской Глебовой Марии Олеговны с Божьей помощью разработали икону святого мученика Фоки Вертоградаря (Садовника), создали эскиз. Образ получился убедительным. Под чутким руководством мастера канонических изображений святых лиц одна из талантливых её учениц – Мелихова Анна Васильевна приступила к написанию святого лика. В канун Рождества икона прибыла в Фокино, прошла чин освящения и водрузилась в храме на почетном месте рядом со святым Николаем Чудотворцем. Будем молить святых угодников беречь село Фокино от всяких бед.
Согласно второй легенде, прочно укоренившейся в умах народа, имя основателя села Фокино ассоциируется с атаманом разбойной шайки. Эта легенда получила широкую распространённость благодаря ряду публикаций. Так, например, В.Ф. Кудрявцев в своём труде «Историческое описание города Василя Нижегородской губернии» (1877) упоминал: «Вообще же в Васильской местности, находящейся при двух судовых реках, поросшей во многих местах густым лесом, изрытой оврагами и перекинутой высокими горами, было больше удобств для разбойников… Так, напр., после волжского очищения основано на разбойничьем притоне село Фокино, которое прозвалось так по имени атамана Фоки, что на Волге разбой держал» (Кудрявцев В.Ф. 1877. – С. 89).
Версия Кудрявцева основывается на крохотной заметке в газете «Нижегородские губернские ведомости», № 51 за 1860 год, о которой также упоминает краевед Николай Александрович Демидов. В своём «Историческом очерке Васильсурского уезда» он пишет: «… по всему Поволжью – где мель, там против мели и село. Таким же образом возникло и село Фокино против Фокинской мели, как говорят, на месте поселения некоего воровского атамана Фоки, который тут держал разбой» (Демидов Н.А., 1884. – С.17).
В XX веке эту легенду подхватил журналист Михаил Иванович Еремин и указал ее в своей книге «Земля Воротынская» без ссылки на какой-либо исторический документ: «В горных неровностях правого берега Волги скрывались в свое время лихие люди со своим главарем Фокой. Они сбежали сюда от неминуемой смертной казни за восстание против русского государства в смутное время. Место для речного разбоя здесь было очень удачным: перед поворотом фарватер оказывался близко к берегу. Не один купец, перевозивший по Волге свои товары, вынужден был поделиться с речными разбойниками. Место, где отдыхала после неправедных трудов банда, стало заселяться мирными жителями, которым было проще пропитаться у богатых ловцов удачи. А когда Васильевский воевода Коноплев разогнал обнаглевших разбойников, на месте их базирования осталось сельцо, а жители стали крестьянами. За Фокой закрепилось название села, а за его соперником по разбою Клепиком – название оврага, выходящего к Волге пониже современной переправы. В 1617 году новый воевода Василя Богдан Сабуров начал осваивать местные луга, а для этого поселил здесь людей. В писцовых книгах за этот год впервые появилось название слободки Фокино». Далее Еремин заявляет, что «…в точности даты рождения села сомнений не существует. Нет вариантов возникновения названия, если не считать предположения, что село могло получить его от названия Офонкиного озера» (Еремин М.И., 1998.– С.31).
С выводом М.И. Еремина категорически не согласен Михаил Александрович Юрищев. Ученый считает, что краеведы должны ответственно подходить к своим утверждениям и выводам, все должно строиться на документальной основе и строгой логике. В своей работе «Ранняя история Княгинина и Фокина в документах и фактах» Юрищев М.А. знакомит читателей с двумя историческими документами: духовной грамотой (завещанием) князя Михаила Ивановича Воротынского и духовной грамотой царя Ивана Васильевича Грозного.
На основе исторических документов М.А. Юрищев приходит к выводу, что Фокино существовало до февраля 1569 года. Село Фокино считалось дворцовым, то есть находилось в ведении государства. Иван Грозный, опасаясь измены и перехода князя Воротынского с землями в Литву, насильственно обменял его родовые вотчины у западных границ на разрозненные земли в восточных районах государства, среди которых значилось и «слобода Фокино селище на Волге». В отношении названия села Юрищев М.А. пишет следующее: «Утверждение, что Фокино названо будто бы по имени богатыря или разбойника, не имеет под собой документальных подтверждений и может рассматриваться не более чем как фольклор» (Юрищев М.А., 2010. – С. 39-60).
В работе Юрищева М.А. обращает на себя внимание слово «слобода». «Слободой» (свобода) на Руси называли вид поселения или район города, где жили вольные (свободные) люди. Большинство таких поселений возникало на новых осваиваемых землях. Вначале жителей слобод освобождали от податей местным феодалам, чтобы закрепить их желание жить на новой территории, но освобождение не было абсолютным. Слободские люди состояли на службе у государства, поэтому их называли «государевыми». Впервые свободные поселения в древней Руси появились в X веке.
Более широкое распространение они приобрели в XII веке. Как правило, слобода – это большое село вблизи города – крепости. Оно имело более одной церкви, базар, кустарное или промышленное производство, органы самоуправления в виде слободского схода во главе со старостой. Жители также занимались земледелием и кустарным производством.
Вышеуказанные характеристики полностью созвучны с особенностями села Фокино: 1) оно располагалось вблизи древней городской крепости Васильсурска, что у самого устья реки Суры при её впадении в Волгу; 2) селище было государевым до передачи князю Михаилу Ивановичу Воротынскому; 3) славилось земледелием и ремёслами в промышленных масштабах.
Получается, что Фокино заселялось вольными людьми много веков назад, когда эти земли начали осваивать русские, вытесняя с них мордву, черемис и волжских булгар. Поэтому весьма вероятно, что Фокино может быть ровесником Васильсурска или даже старше его на три века.
Третья легенда гласит о том, что основателем села Фокино был богатырь (или витязь) по имени Фока. В частности, в пятом томе «Географического статистического словаря Российской империи» 1885 года издания, сказано: «Фокино, село (влад), Нижегородской губернии, Васильского уезда, в 14 верстах от уездного города, при реке Волге. Число жителей 2,272 души обоего пола, 288 дворов, церквей 2, из коих одна Арх. Михаилу основана в 1797 году, другая святого Николая в 1830 г., богадельня. По преданию, на месте села некогда жил богатырь Фока, давший название селу. Жители села, кроме хлебопашества, занимаются садоводством; здесь есть сад, который в 1852 году принес дохода 1,5 тысяч рублей; также в селе делают канаты» (Семенов-Тян-Шанский П.П. 1885. Том 5 – С. 399–400).
Эта статья, подготовленная Семеновым-Тян-Шанским П.П., содержит ряд ссылок на официальные документы, в которых упоминается: «основателем села был богатырь Фока». Здесь явно не идёт речь о разбойнике.

Васнецов В.М. «Богатыри», 1898 г.
В русском фольклоре богатыри – это герои былин и сказок. Слово «богатырь» до середины XVI века в русском языке не встречалось; М.Фасмер считает его заимствованным из древнетюркского: «baɣatur» – смелый воин (Фасмер М., 1986. – Т. I. – С. 183). Сегодня у многих богатырь ассоциируется с образами Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича на полотнах В.М. Васнецова.
Слово «богатырь» образовано из двух славянских корней: «бог» (в значении собственно Бога) и «тыръ» («складывать», «накапливать»). Таким образом, богатырь – это человек, в котором сосредоточена божественная сила. Они были физически крепкими, храбрыми воинами-элитой княжеских дружин, выполнявшими самые опасные и ответственные задачи на границе государства.
В военном отношении территория считается отвоеванной и занятой, если по ней прошла пехота и заселилось население. Оттеснив мордву от места впадения Оки в Волгу, русские князья заложили в 1221 году город-крепость Нижний Новгород и устремили свой взор на юго-восток по Волге до устья Суры. Они стремились расширить границы своего княжества, взять под контроль речные торговые пути, особенно на Волге.
Топоним «Волга» означает длинную и светлую дорогу. В самой ранней древнерусской летописи начала XII века – «Повести временных лет», которую вел преподобный Нестор Летописец, отмечено: «Из того Волоковского леса (ныне Валдайская возвышенность) потечет Волга на восток и втечет в море Хвалисское (ныне Каспийское море)». Волгу во все времена подразделяли на три части: верхнюю (от истока до устья Оки), среднюю (от впадения Оки до устья Камы) и нижнюю (от впадения Камы до впадения в Каспийское море). В среднем течении в Волгу впадают четыре крупных притока: Ока, Сура, Ветлуга и Свияга. Фокино расположено на правом высоком берегу Волги в 7 км выше места впадения Суры. Всем речникам Фокино известно тем, что здесь Волга делает крутой поворот направо. До строительства Чебоксарского водохранилища в этом месте находилась самая большая и опасная мель, открывающаяся в июле на 200 саженей (Боголюбов Н.П., 1862). Эта мель была тяжелым препятствием для торговых судов, и именно она много веков назад сыграла ключевую роль в основании русского села Фокино.
Выгодное географическое положение Волги с её притоками послужило возникновению торгового пути. Волжский (Волго-Балтийский) торговый путь был одним из трёх значимых речных путей Древней Руси и входил в состав маршрута Великого Шелкового пути. Волжский путь соединял Скандинавию с Арабским халифатом. Через волго-донскую переволоку осуществлялась связь Волги с Доном, Азовским и Черным морями.

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным,днепровский– фиолетовым
От Волжского пути зависело экономическое благополучие трёх государств: Руси (в верховьях Волги), Волжской Булгарии (в средней части Волги) и Хазарского каганата (в низовьях Волги). Арабы торговали тканями, металлами, диковинными товарами, а из славянских земель возили оружие (мечи, копья, стрелы), пушнину, мёд, воск, лён, соль, рыбу, кожу и проч.
Мимо Фокинской мели в XV веке совершил своё знаменитое «Хождение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин. В 1466–1472 годах ему удалось преодолеть тяжёлый торговый путь по Волге и трём морям: Дербентскому (Каспийскому), Индийскому (Индийскому океану) и Стамбульскому (Чёрному). Он посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым, побывал во многих городах и написал о своих странствиях в путевых заметках, которые сохранились до наших дней.
С основания военного города-крепости Василь на Суре в 1523 году территория, на которой сейчас расположено село Фокино, была юго-восточной окраиной Московского княжества. Таким образом, П.П. Семенов-Тян-Шанский, вице-президент Императорского Русского географического общества, недалёк от истины, назвав Фоку богатырём. Возможно, что Фока состоял на службе у князя и выполнял задачи, связанные с охраной государственных границ от набегов вражеских племён и оказанием помощи проходящим торговым судам по Волге через Фокинскую мель.
С целью организации безопасной торговли и оказания взаимной помощи между государствами заключались договоры – торговые соглашения. Пример такого соглашения изложен преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет»: «Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову…. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к наказанию».
Разбойные нападения на торговые суда в те годы карались смертной казнью. Несмотря на суровость наказаний, далеко не все и не всегда соблюдали указанные правила. Однако, всматриваясь в лица богатырей Васнецова В.М., мы понимаем, что образ их как-то не увязывается с образом покорителей водных просторов, занимающихся грабежом. Но если Фока не богатырь, то кто же тогда?
В поисках ответа обратимся к классикам русской литературы. Писатели и поэты – народ творческий, у них особый божий дар провидения и понимания человеческой души. Они часто используют иносказательный язык, особенно при создании сказок. Гениальный Александр Сергеевич Пушкин, собирая материалы о Пугачевском бунте, лично посетил эти места в 1833 году. Известно, что он побывал в Васильсурске, опрашивал жителей уездного города и окрестных деревень.
В «Истории Пугачевского бунта» Александр Сергеевич упоминает имя государственного изменника – беглого сержанта Ильи Аристова, происходящего из дворян. Под Казанью Пугачев пожаловал его в полковники и направил в Ядринский и Курмышский районы «для приуготовления… хлеба и разных съестных припасов». Из Курмыша Аристов последовал в Семьяны, затем в Воротынец, а после в Фокино. Интересно, что Аристова встречали везде с хлебом и солью, кроме жителей села Фокино. Фокинцы не поддались на агитацию полковника Аристова и 25 июля 1774 года арестовали пугачевских послов, сдав их в Нижегородскую губернскую канцелярию (Оксман Ю., 1934. – С. 443–466).
Известно, что генетика и воспитание играют ключевую роль в поведении человека. Если верить версии о том, что село Фокино основали разбойники, то возникает вопрос: почему фокинские жители не поддержали «Пугачевщину»? Почему выходцы из такого рода людей не присоединились к бунту и разгромам? Почему имя Фока не значится в Разбойном приказе? Почему государева земля, пожалованная Иваном Грозным князю Воротынскому, сохранила название «Фокино» – по имени разбойника? В истории названия села Фокина много вопросов: почему именно легенда о простом разбойнике стала основой для его наименования? Эти вопросы усиливают сомнения в истинности данной версии.
За несколько лет до выхода в свет «Истории Пугачевского бунта» А.С. Пушкиным была написана поэма «Руслан и Людмила». Главный герой – витязь Руслан, что является отсылкой к рыцарю или богатырю из русских народных сказок. Говорят: «сказка ложь, да в ней всегда есть намек», подразумевая наличие скрытого смысла. Попробуем разобраться в символике поэмы:
«У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской».
Уже первая строка – «У лукоморья дуб зелёный» – погружает читателя в волшебное пространство сказочной страны, где «лукоморье» у восточных славян означало заповедное место на краю мира. Обычно оно располагается у морского залива или места слияния крупных рек (речного моря). Для убедительности Пушкин использует традиционный приём: «..и я там был, мёд-пиво пил» – что подчёркивает реальность описываемого мира.

Священный дуб на одном из островов на Волге вблизи с. Фокино
Восточно-южная окраина Нижегородского Поволжья, где встречаются Волга и Сура, своего рода «Лукоморье». По пустынным песчаным берегам рек со всех сторон дремлют непроходимые леса. На правом берегу Волги вблизи Васильсурска и Фокинского леса росли вековые дубы. Дуб – священное дерево у язычников, ему поклонялись до принятия христианства марийцы и мордва. Дуб олицетворяет для них Божественную силу, сокрытую в природе. «Златая цепь» – это книга мудрых поучений против язычества на Руси. Дубовые рощи берут своё начало от фокинского дубового леса и тянутся через Васильсурский, Козьмодемьянский, Чебоксарский, Ядринский и Цивильский уезды, составляя богатство Казанской губернии и драгоценность государства. Петр I, заботясь о сохранении этого богатства, пригласил иностранцев, умеющих расчищать и разводить дубовые рощи. Зангер и Фалентин прибыли в Россию в 1727 году, уже после его смерти, и, обладая знаниями вальдмейстеров и другими почётными и прибыльными привилегиями, приступили к расчистке. Однако, имея больше дерзости, чем истинных познаний, они скорее повредили делу, чем пособили, доведя рощи до состояния, худшего, чем было до их вмешательства (Боголюбов Н.П., 1862. – С. 208).
Странные аборигены часто служат прообразами в русских сказках. Среди них есть и «Кот ученый», и «леший», и «русалка», и «Баба-яга», и «Чудо-юдо». «Кот ученый» – это кот Баюн, мифический персонаж, коварный гибрид, представляющий собой помесь сказочного чудовища и волшебной птицы. Своими песнями и заклинаниями Баюн способен обессилить любого человека, даже самого сильного витязя. Изловить хитрого кота можно лишь облачившись в металлический колпак и железные рукавицы (доспехи рыцаря). По доброй воле ловить неведомое и крайне опасное существо никому не захочется. Такое поручение давали только тем, от кого хотели избавиться, кто был неугоден, так как встреча с «Чудо-юдом» грозила неминуемой смертью.
Во все времена князья и цари хотели избавиться от тех, кто помогал им захватить власть кровавым путем. Отважные и авторитетные военные командиры, в конце концов, выходили из-под контроля и представляли угрозу трону. Тогда под благовидным предлогом отправляли «витязей прекрасных» в гиблые места, например, в Нижегородское Поволжье.
Военные люди знают, что, чтобы выжить в краю недоброжелателя, надо постоянно бодрствовать – быть начеку, не верить сладким речам врага, не снимать обмундирования и всегда держать оружие наготове. История изобилует примерами того, как целые армии, не предприняв заранее мер против хитрого врага, обольстившего его лицемерным благорасположением, терпели бедствие. Древние марийские (черемисские) и мордовские культы связаны с природой, лесом, деревьями. Они оберегали свои территории и святые места. Суровые хозяева леса заманивали непрошеных гостей в непролазную чащу и там оставляли на погибель.
Далее у Пушкина: «Там чудеса: там леший бродит». Слово «леший» означает «лесной», «лесистый». В мифологии восточных славян «леший» – дух леса, полноправный его хозяин. С лешим связывали пропажу людей в лесу. В лесах росли и дикие яблони – символ вечной жизни. Яблоки – излюбленное кушанье лешего. Есть даже такое выражение «лешие яблоки». Дикие яблони до сих пор встречаются в лесах на правом берегу Волги вблизи села Фокино.
Не менее мистический персонаж – «русалка, сидящая на ветвях». Русалка – это дева с длинными волосами, у которой вместо ног – рыбий хвост. Славяне считали, что русалки опекают поля, леса и воды. Эти дикие девы и жены способны защекотать насмерть или утопить в воде непрошеных гостей.
«Избушки на курьих ножках» – это бревенчатое срубное жилище – лабаз. Оно является отражением жутких реалий древности. Такие избушки были распространены у людей, селившихся по берегам рек рядом с лесом.
Под «куриными» ногами следует понимать не куриные ноги, а специальные стволы-столбы деревьев. Они спасали домочадцев от разлива рек. Для защиты от гниения, а также от назойливых зверей, змей и мелких вредителей с этих столбов сдирали кору, окуривали («курили») дымом. Мордва, черемисы, а затем и русские в древние времена вдоль берегов Волги и Суры строили себе подобные жилища, потому что весной полноводные реки затопляли всю округу.
Необычайно схожа сказочная страна «Лукоморье» с Нижегородским Поволжьем! Вместе с тем, читатель, хорошо знающий историю и поэму Пушкина А.С., справедливо возразит: Людмилу похитили печенеги, которые обитали в Приаралье. Однако в пользу нашей гипотезы свидетельствует тот факт, что в IX веке огузы вытеснили печенегов. Из Приаралья печенеги переселились на Волгу, разгромив ряд мордовских и булгарских поселений и заняв их место. Князь Ярослав Мудрый в 1036 году нанес печенегам сильное поражение, вынудив их начать переселяться в Венгрию. Зачистка Волги от печенегов продолжалась вплоть до первой четверти XII века.
Вернемся к первым строкам поэмы А.С. Пушкина, где обращает на себя внимание не только описание местности, удивительно схожее с нашей природой, но и военный десант из «тридцати витязей прекрасных», все «красавцы удалые, великаны молодые». Почему их именно 30?
Оказывается, мобильные группы витязей в XI–XV веках по Волге перемещались на «ушкуях». Название «ушкуй» происходит от названия речки Аскуй вблизи Новгорода. Там в древней Руси ушкуи рубили из соснового леса в двух вариантах: морском и речном. Ушкуй представлял собой старинную плоскодонную ладью, легкое, маневренное и скоростное судно. Его без особых сложностей переносили или перекатывали между руслами рек, через речные пороги или преодолевали мели. Длина ладьи составляла 14 метров, ширина – 2,5 метра, высота бортов – 1 метр, осадка – до 0,6 метра, грузоподъемность – до 4,5 тонн. Благодаря малой осадке и идеальному соотношению длины и ширины, как 5:1, ушкуи развивали достаточно большую скорость – до 12 узлов.

Ушкуйники обходят мель на реке
Снаряжались ушкуи веслами, парусами, якорями, мачтой и нехитрым такелажем. Морские и речные типы лодок вместо руля имели кормовое весло. Для сплава по морям по обоим концам корпуса судна врубали трюмы и вдоль судна крепили косой парус. Для передвижения по рекам трюмы не делали, палуба была полностью открытой. Речной ушкуй оснащался прямым парусом – Фокой. В ушкуй вмещалось до 30 человек. Вероятно, на подобном судне сплавлялись по ясным водам (возможно, волжским) «тридцать витязей прекрасных» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина.
Остаётся выяснить, кто такие витязи и ушкуйники, откуда они появились на Руси и как оказались в Нижегородском Поволжье. Словарь русского языка указывает на употребление термина «витязь» в Переяславской летописи, где он означает «воина из дружины князя». Так, чьим князьям служили эти воины, перемещавшиеся на ушкуях? Какую роль выполняли первые русские поселенцы в районе нынешнего села Фокина, что их запомнили в истории лишь как разбойников?
В Новом словаре русского языка (Ефремовой, 2000 г.) ушкуйник определяется как «вольный человек, входящий в вооруженную дружину, снаряжаемую новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на реках Волге и Каме; повольник (в Российском государстве XIV – XV вв.)». Проще говоря, ушкуйники (повольники) – это речные и морские пираты. Известно, что пираты возникают там, где ходят торговые суда. Народ называл их то волжанами (под руководством Прокопия и Смольнянина), то страшными разбойниками (под предводительством Бармы, Фоки и других), то охотниками за лёгкой добычей, то защитниками земли русской. О таких отчаянных людях слагали легенды и песни.
Сами ушкуйники считали себя потомками варягов-русов, которые пришли вместе с князем Владимиром в Великий Новгород. Об этом событии рассказывает основоположник русской исторической мысли XIX века Николай Иванович Костомаров. В 972 году, после смерти Святослава Игоревича – князя Новгородского и Великого князя Киевского, между его сыновьями разразилась междоусобица. Старший, Ярополк, убил среднего брата, Олега, а младший, Владимир, бежал в Швецию. Возвратившись в Новгород с большой чужеземной ратью, Владимир захватил Киев и убил Ярополка. Костомаров указывает: «Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом, он повелевал новгородской землею, берегами рек: Волхва, Невы…., Волги…, землею,…жителями берегов реки Оки и ее притоков. …Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев – скандинавцев, называемых у нас варягами, и роздал им в управление города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дань с жителей» (Костомаров Н.И., 2009. – С. 7).
В X–XI веках по берегам рек Нижегородского Поволжья хозяйничали мордва, черемисы и волжские булгары. Русскому государству необходимо было овладеть этой территорией и взять под свой контроль Волжский торговый путь на средней Волге. Возможно, новгородские витязи первыми пришли сюда на ушкуях. Существует мнение, что в IX веке словом «русь» называли корабельную команду гребцов, пришедших из северного края. Постепенно это слово трансформировалось в термин, обозначающий целый народ, и можно предположить, что русские – «народ гребцов».
Реформы, проводимые Киевом для насаждения новой веры среди язычников – руссов, не имели успеха. Тогда в 988 году князь Владимир сам принял христианство и начал распространять новую веру «огнем и мечом». Возможно, наш герой Фока мог быть воином из многочисленных княжеских дружин, принявшим христианское имя при крещении в честь святого Фоки, или же имя было дано человеку, родившемуся значительно позднее. С определённой долей уверенности можно сказать, что русский человек с именем Фока на территории Нижегородского Поволжья в районе будущего села Фокино появился не ранее правления великого киевского князя Владимира. После смерти князя Владимира Русь раздирали княжеские междоусобицы. Страна была слаба и не могла защитить себя от нападений. Соседство с кочевыми народами, которые непрестанно нападали и грабили русские селения, уводили в полон народ –не благоприятно сказывалось на развитии государственности.
Среди русских городов особняком стоял Великий Новгород. Во-первых, город был вольным; во-вторых, географически он находился далеко от варварских племён; в-третьих, в нём всегда было много богатых людей, которые могли позволить себе снарядить сильную военную дружину и влиять на политическую ситуацию в других княжествах. В-четвёртых, Великий Новгород с IX века до его разорения Иваном Грозным был торговым центром Руси; он торговал со Швецией, Данией, Англией, Норвегией, Золотой Ордой и Казанским ханством.
В городе процветали ремесла: здесь были лучшие каменщики, плотники, резчики по камню и дереву, иконописцы и серебряных дел мастера. Новгородцы заводили обычай ставить стражу на стратегически важных реках. Со всех концов Руси в Великий Новгород потянулся молодой и сильный люд; там было повольничество (повольники – свободные люди, занимавшиеся разбоем и торговлей). Они добровольно объединялись в вооруженные дружины, снаряжаемые боярами и купцами независимой Новгородской республики. Ушкуйничество приобрело массовый характер; ушкуйники стояли на службе у русских князей, активно использовались в борьбе за власть и часто становились орудием смут в руках сильных и богатых людей. Князья с помощью ушкуйников захватывали новые земли и расширяли пределы своих владений; им поручалась защита северо-западных границ Руси, то есть они выполняли роль пограничной стражи.
В свободное от службы время они отправлялись исследовать торговые и рыболовные места на реках. В первой половине XI века ушкуйники совершали пиратские набеги по Волге и Каме. Особенно часто воинственные новгородцы грабили торговые караваны судов волжских булгар. Хотя по договору, который заключил великий Киевский князь Владимир Святославович с булгарами, русские и булгарские купцы получали право «торговать без опасения».
Булгары не раз просили русских князей урезонить своих разбойников и возместить убытки. Не найдя защиты, в 1088 году булгары захватили русский восточный форпост Муром – главный торговый город на Оке. Историк Сергей Михайлович Соловьёв, основываясь на списках летописей, делает заключение, что булгары таким способом старались отомстить русским за разбойные нападения на их суда, перевозившие товар по Оке и Волге.
В конце XI века, в связи с образованием Северо-Восточной Руси, вооруженные столкновения Волжской Болгарии с русскими участились. Причина вражды – оспаривание прав на земли по Оке и Волге с их притоками, населенными мордовскими и черемисскими племенами, а также по поводу добычи пушнины на Севере и торговли с Востоком.
В XIV веке ушкуйники часто наведывались в Золотую Орду за легкой наживой. В 1366 году, возглавляемые новгородскими воеводами, ушкуйники взяли под контроль движение торговых судов на Оби и Волге. Московскому князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, от ордынского хана пришла очередная жалоба на новгородских разбойников, которые снова ограбили его торговые караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Вполне возможно, что этот разгром ушкуйники устроили в районе большой Фокинской мели, самого удобного места для нападения.

Зейденберг С.М. «Ушкуйники. Новгородская вольница».
Боголюбов Н.П. в своем труде «Волга от Твери до Астрахани» писал, что от Нижнего Новгорода до села Фокино правый берег Волги очень высокий и достигает местами 52 сажени (112 метров); между Фокином и Васильсурском берег резко понижается. Свойство береговой почвы глинисто-песчаное, в ненастную погоду можно легко увязнуть. Лес смешанный, в основном лиственный, встречаются дубовые, липовые и берёзовые рощи, пересечённые оврагами, в которых легко спрятаться.
Великий князь направил грозную грамоту новгородским боярам. Хитрые бояре дали такой ответ: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман». Новгородские купцы продолжали и дальше снаряжать ушкуйников на Волгу. Дорогое вооружение и обмундирование, быстроходные ладьи, а также управление профессиональными воеводами и хорошее обучение делали ушкуйников неуловимыми, непобедимыми и грозными воинами, которые совершали карательные экспедиции в тыл противника. Новгородские купцы взамен получали львиную долю завоеванной добычи, кроме того, контролировали торговые пути, избавлялись от конкурентов, обеспечивали личную безопасность и сохранность своего товара в пути следования по диким просторам волжской земли.
К концу XIV века ушкуйничество достигло невероятных размеров. Власть стала опасаться распоясавшихся ушкуйников. В 1369 году ушкуйники совершали грабежи на Каме, в 1370 году – на Волге, разорили города Кострому и Ярославль в 1371 году, а в 1374 году ватагой на 90 ушкуях взяли Булгары и разграбили Вятку. В русских летописях обращают на себя внимание слова «пограбиша все за Сурие и Марквашь (марийцы) и, переехавше за Волгу…».
Известно, что здесь собралось огромное войско ушкуйников и разделилось на части. Одна часть победным маршем сплавилась на юг, другая – на восток. Высока вероятность того, что часть ушкуйников, уставшая от походов, осела в этих местах. К слову, за Волгой село Разнежье (Воротынский район) было основано уже в XIV веке и впервые упоминается в Суздальской летописи под 1372 годом. Возможно, что Фокино также было основано примерно в тот же период.
Для Великого Новгорода было выгодным не только совершение единичных грабительских набегов, но и постоянный контроль за Волго-Балтийским торговым путем – «из варяг в греки». С этой целью по берегам судоходных рек богатые новгородцы организовывали слободские поселения и заселяли их верными людьми. Выжить в таких условиях могли только сильные и воинственные люди, известные как ушкуйники.
Новгород был центром торговли на Руси и хозяйничал на волжских просторах до тех пор, пока не стало крепнуть Московское княжество. У Великого Новгорода многие века был самый толстый «кошелек» среди всех русских земель – по Волге и её притокам доставлялись награбленное добро и ценные товары. Главным богатством служила пушнина, благодаря которой Новгород считался основным поставщиком в Англию и Скандинавские страны. Кроме того, новгородцев интересовало «закамское» серебро, которого было много в Пермском крае.
Однако известно, что в Прикамье в средние века не было разработанных месторождений серебра; оно поступало туда из восточных стран (Ирана, Средней Азии и Византии) в период с VII по XIII век через Волжскую Булгарию, Среднюю Азию и Русь. Восточное серебро в виде изделий и монет пермяки брали в качестве платы за ценные меха соболя, ласки, куницы. Впервые о «закамском серебре» упоминается в Новгородских летописях под 1332 годом. Летописец сообщает: «В лето 6840… великий князь Иван прииде из Орды и возверже гнев свой на Новгород, прося у них серебра закамского». Прикамское серебро поступало в центр России из Перми: вначале по реке Каме, а после – по Волге через Казань. Великим Волжско-Балтийским путем проходили караваны торговых судов, везли пушнину, серебро, золото, пеньку, сало, хлеб, рыбу (стерлядь, белорыбицу), соль, железо и многое другое.
Весьма вероятно, что корабли часто садились на Фокинскую мель – самую большую на Волге, достигавшую местами ширины до 400 метров. В те далекие времена Фокино, вероятно, могло существовать, ведь гребцам ушкуев и бурлакам необходимо было где-то отдыхать, запасаться провизией, чинить ладьи и такелаж в случае неисправностей, перегружать корабли и баржи, а также волочить суда берегом.
В 1380 году войска княжеств Северо-Восточной Руси объединились и вступили в бой против Мамаевой Орды на Куликовом поле. Новгородские ушкуйники плечом к плечу с князем Дмитрием Донским сражались против ненавистного врага. Знаменитая битва, несмотря на огромные потери (из 400 тысяч воинов в живых осталось только 40 тысяч), закончилась победой русских войск (Соловьёв С.М., 1988 г.).
Обычно память о добрых делах у людей коротка. В 1386 году, когда татары разорили Москву и князю Дмитрию нечем было платить дань Золотой Орде, он задумал пограбить Новгород. У князя был благовидный предлог: «В последнее время сильно разгулялась новгородская вольница: ушкуйники два раза ограбили Кострому, напали на Ярославль, на Нижний, на Вятку и не только поживлялись чужим добром, но хватали людей и продавали в неволю восточным купцам», – повествует Н.И. Костомаров. Новгород заплатил за вину своих ушкуйников, ходивших на Волгу, 8000 рублей и взял обязательство выплачивать ежегодную дань Москве (Костомаров Н.И., 2009. – С. 133–134).
В 1391 году ушкуйники снова грабили на Вятке, Каме и Волге, взяли Жукотин и Казань; набеги на Золотую Орду продолжались до её падения. С централизацией власти в Москве пришёл конец новгородской вольности. В 1478 году Великий князь Иван III совершил поход на Новгород, который сдался 15 января того же года; новгородские бояре признали его своим государем и потеряли независимость. Через два года (в 1480) новгородцы отправили своих витязей-ушкуев в войско Ивана III для участия в битве против хана Ахмата на реке Угре, известной как «Стояние на Угре». Победа положила конец монголо-татарскому игу.
После падения Золотой Орды ушкуйники стали не нужны князьям и представляли опасную силу. В 1489 году Иван III подчинил себе Вятскую республику – вольное царство ушкуйников, уничтожив город Хлынов. Непокорных атаманов Иван III казнил, остальных же выслал под постоянный присмотр. Часть ушкуйников успела покинуть города: одни укрылись в вятских и пермских лесах, другие расселились на берегах Волги и Дона.
Русские летописи повествуют: «…правда улетела на небо, а кривда осталась в суде». Окончательно решив вопрос с ушкуйниками, Иван III распорядился вырезать их имена из летописей и впредь не упоминать о них как о воинах, а называть не иначе как разбойниками. Упоминания об ушкуйниках остались лишь в эпосе о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». С течением времени из людской памяти стиралось героическое прошлое новгородских витязей-ушкуйников, которые очистили берега Волги для новых русских поселений и с их участием была измотана и разбита Золотая Орда. Ушкуйники – это целое явление в средневековой русской жизни. Оно существовало несколько веков и представляло собой серьезную военную силу, способную к освоению новых земель и защите границ государства. Героические витязи вывели Русь из-под унизительного рабского гнета и стремились построить могучее государство по типу свободной Новгородской республики.
Собственно, что мы знаем об истории своих далеких предков? Можно сказать, что очень мало. Например, Фоку, основателя села в Нижегородском Поволжье, сегодня народ помнит лишь как разбойника. Это происходит потому, что история государства во все времена писалась в интересах правящего класса. О древней Руси в XVIII веке слагали басни немецкие профессора Миллер, Шлёцер и Байер. Против их извращенной версии истории в 1749 году выступил Михаил Васильевич Ломоносов, но за прямоту свою он оказался в опале. Все документы, которые Ломоносов намеревался опубликовать, были конфискованы и, вероятно, уничтожены. Аналогичная участь постигла и труды историка Василия Никитича Татищева.
В этой связи возникает риторический вопрос: можно ли доверять исторической науке?! Эта наука во многом субъективна, и найти в ней объективную истину крайне сложно. Мифы укореняются в сознании в результате нехитрого процесса – механического повторения утверждений. Никто не стремится вернуться к первоисточникам, и ошибочное утверждение распространяется из книги в книгу, из статьи в статью. Мусихин А.Л. пишет, что в конце концов, к нему привыкают настолько, что иная точка зрения воспринимается как покушение на устоявшиеся представления.
Подводя итог исследования, хотелось бы акцентировать внимание читателя на нескольких ключевых моментах. Во-первых, коренными народами Нижегородского Поволжья являлись племена мордвы, марийцев и волжских булгар, которые были воинственными и непримиримыми борцами за свою независимость. Их присоединение к Российскому государству было сопряжено с кровопролитными конфликтами.
Во-вторых, большинство географических названий в Нижегородском крае имеют мордовские корни. Однако существуют исключения. Топоним «Фокино» вероятно, происходит от антропонима – христианина Фоки. Село могли назвать в честь святого Фоки Вертоградаря или первого православного жителя этих мест, который носил имя Фока. Он мог поселиться в этих местах в период с XI века до 1569 года. Возможно, Фока был отважным воином (витязем, ушкуйником), приглашенным новгородцами для охраны торговых судов при прохождении фокинской мели. Кроме того, Фока мог прибыть сюда по указанию великого Нижегородско-Суздальского князя Константина Васильевича в 1227 году для охраны юго-восточной границы Нижегородского княжества от набегов мордвы, черемисов и волжских булгар. Потомки Константина Васильевича владели Волгой до устья Суры с 1355 года и Вятским краем с 1378 года.
В-третьих, версия о том, что Фока занимался разбоем на русских судах, кажется сомнительной. Согласно Судному приказу, разбойное воровство в России каралось смертной казнью. К тому же, маловероятно, что земля, носившая имя разбойника, могла бы принадлежать царю всея Руси.
И самое главное в соответствии с древнеславянской азбукой жизненная программа, предначертанная человеку по имени Фока, призывает к святости: «Благородный человек, живущий в этом мире, должен побороть своё земное (низменное) начало и устремиться к Богу».
Во-четвёртых, первым частным владельцем села Фокино был ближайший сподвижник царя Ивана Грозного – гениальный полководец, великий государственный деятель, князь боярин Михаил Иванович Воротынский. Дата первого упоминания села Фокина в духовной грамоте Михаила Ивановича Воротынского приходится на февраль 1569 года; до этой даты село принадлежало царю Ивану Грозному.
В период с 1545 по 1546 год Михаил Иванович Воротынский возглавлял воеводство в Васильсурске, где ему необходимо было организовать охрану границы Русского государства от нападений Казанского ханства. Использование Фокина как пограничного сторожевого поста рядом с городом-крепостью Василь на Суре кажется вполне логичным. Вероятно, Фока мог служить воином в составе воеводства Воротынского, возможно занимая должность десятника – так называли младших командиров в средневековой русской армии и княжеской дружине. Десятник командовал отрядом из 10 человек; эта должность сохранялась до времени Петра I, после чего её стали именовать капралом или унтер-офицером (ныне – сержантом).
На Руси фамилии незнатным людям давались по прозвищу, которое могло быть связано с родом занятий, особенностями внешности или характера. Десятником в старину называли как воина, так и старшего над рабочими бригадами; это был также нарядчик (управляющий работой). Со временем от должности десятника произошла фамилия Десятниковых.

Труженики колхоза «Волжанин». Десятников Виктор Васильевич (в первом ряду, второй справа), 1965 год.
В селе Фокино было несколько семей с такой фамилией. Мужчины в этом роду дородные, словно богатыри с картины В.М. Васнецова. Фокинские старожилы хорошо помнят одного из них – председателя колхоза «Волжанин» Виктора Васильевича Десятникова. Про таких говорят: «Косая сажень в плечах».
Журналист Воротынской районной газеты так описал Виктора Васильевича: «Мужчина из себя видный. Роста саженного, широкоплечий, широкоскулый. Взгляд открытый, прямой. Вот стоит он, высокий, могучий, на краю поля, любуясь буйной зеленью озимых, вдыхает запах и говорит неторопливо, ласково: «Слышишь – хлебом земля пахнет» (Еремин М.И., 2007. – С.197).
Умным, сильным, справедливым и заботливым был наш председатель Виктор Васильевич. Он прошёл Великую Отечественную войну, вернулся в родное село, возглавил колхоз и сделал его миллионером. Кто знает, может быть, Виктор Васильевич Десятников был потомком того самого богатыря Фоки – десятника княжеской дружины, в честь которого и назвали село Фокино. Из-за любви к селу и его людям очень хочется, чтобы эта правдоподобная версия стала истиной.

Виктор Васильевич Десятников 09.09.1912 – 28.03.1979
Отрадно, что Распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2021 года № 1437-р Фокинской средней школе присвоено почётное имя Виктора Васильевича Десятникова.
Завершая своё повествование, хочется отметить, что мы никому не навязываем свою точку зрения об истории названия села Фокино. Она может быть всего лишь ещё одной легендой, которая интуитивно родилась на основе сказочной поэмы Александра Сергеевича Пушкина с опорой на известные исторические факты. Будем надеяться, что очерк «Фокинские легенды» заинтересует молодое поколение и оно примет эстафету поиска истины исторического прошлого нашей малой родины.
7 февраля 2023 года
Кандидат медицинских наук, доцент, краевед
Колосницына Марина Юрьевна
Литература и источники:
- Белавин А. М. «Серебро закамское» в истории и археологии пермского Предуралья // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. – 2013. – № 2. – С. 50–61.
- Боголюбов Н.П. Волга от Твери до Астрахани. – СПб.: «Самолет», отпечатано в типографии Гогенфельдена и Ко, 1862. – 415 с.
- Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл.ред. Ю.С. Осипов. – М.: Большая российская энциклопедия, 2004 – 2017.
- Буранов Н. От младшего до старшего: как в Красной Армии появились сержанты // История. РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/ot—mladshiegho (дата обращения: 01.02.2022).
- Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. / Под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М. : Межд. отношения, 2009. – Т. 4. – С. 495–501.
- Демидов Н.А. Исторический очерк Васильсурского уезда / Напечатан по изданию 1884 года. – Воротынец, 2012 – 53 с.
- Дмитрий Ростовский, свт. Жития Святых // Азбука веры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: –https://azbyka.ru/otechnik/ (дата обращения: 09.01.2022).
- Дубов И.В. Великий Волжский путь. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 256 с.
- Еремин М.И. Земля Воротынская. – Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1998. – 224 с.
- Еремин М.И. Соль земли воротынской. Книга 1. – Чебоксары: «Новое время», 2007. – 400 с.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ (дата обращения: 16.01.2022).
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – М.: «Ковчег», 2010.
- Звездин И.И. Кустарные промыслы Васильсурского уезда Нижегородской губернии // Нижегородский сборник. – Н.Новгород, 1890. Т. 9. С.1, 7–14.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2009. – 1024 с.
- Кудрявцев В.Ф. Историческое описание города Василя Нижегородской губернии – Н. Новгород: Тип. губ. Правл, 1877. – 100 с.
- Куклев А.Ф. Фокино-на-Волге. Исторический очерк. – Н.Новгород: [без изд.], 1998. – 39 с.
- Мусихин А.Л. «Повесть о стране Вятской» в свете новых исследований и открытий. Источниковедческий аспект (открытая лекция 24.10.2006, г. Киров). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://herzenlib.ru/almanac/ (дата обращения: 12.03.2022).
- Нестор Летописец, преп. Повесть временных лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/ (дата обращения: 03.02.2022).
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов [Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова] – М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. – 642 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psrl.csu.ru/toms/Novgor_1950.shtm (дата обращения: 19.01.2022).
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издание 3-е,стер. – М.: Издательство «Азъ», 1996. – 928 с.
- Оксман Ю. Пушкин в работе над «Историей Пугачева» // [Александр Пушкин]. – М.: Журнально-газетное объединение, 1934. – С. 443–466. – Примечания. – (Лит. наследство; Т. 16/18). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb—web.ru/feb/litnas/ (дата обращения: 16.12.2021).
- Платон Иванов Аль—Фадлан. Ушкуйники, богатыри севера Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .https://stihi.ru/2012/ (дата обращения: 18.01.2022).
- Полное собрание русских летописей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg.htm (дата обращения: 16.12.2021).
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 9, кн. 2. – М.: Воскресенье, 1998. – 476 с.
- Семенов-Тян-Шанский П.П. Географическо-статистический словарь Российской империи: сост. по поручению Рус. геогр. о-ва д. чл. О-ва П. Семенов, при содействии д. чл. В. Зверинского, Н. Филиппова и Р. Маака: Том 5 [Электронный ресурс] – СПб.: иждивением чл. – соревнователя А.Н. Турубаева, 1885. – С. 399–400, С. 436.
- Сказочная энциклопедия / Составитель Наталия Будур. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2005. – 608 с.
- Словарь русского языка XI–XVII вв. Академия Наук СССР. – М.: Наука, 1975. – С. 194.
- Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т.1-2. История России с древнейших времен /Отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев; Вступ, ст. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриева. – М.: Мысль, 1988. – 797 с.
- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.сост. В. И. Даль. – 2-е изд. – СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1880–1882.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.).
- Турбе Л.Л. Как возникли географические названия Горьковской области. [Электронный ресурс] – Горький: Горьковское книжное издательство, 1962. – 192 с. Режим доступа: https://coollib.com/b/259529/read (дата обращения: 09.10.2021).
- Учебный атлас по русской истории / cоставлен и издан под редакцией проф. Е.Е. Замысловского. – Издание 3-е. – СПб.: издание Картографического заведения А. Ильина, 1887. – [2] с., 22 л. карт. – К Атласу прилагаются объяснения, изданные отдельной книгой.
- Фасмер М. Богатырь // Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 1986. – Т. I. – С. 183.
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb—web.ru/feb/mas/mas—abc/20/ma454536.htm (дата обращения: 17.01.2022).
- Хит И. Викинги. История. Вооружение. Тактика. – М.: ООО «АСТ», Астрель, 2004. – 64 с.
- Хождение за три моря Афанасия Никитина 1466-1472 гг. – М. –Л.: Изд. Академии наук СССР, 1958. – 284 с.
- Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. – Л.: «Наука», 1987. – 174 с.
- Широкоград А.Б. Русь и Орда. – М.: Вече, 2006. – 320 с.
- Юрищев М. А. // Литературная карта Воротынского района [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vorot—litmap.jimdofree.com (дата обращения 14.12.2021).
- Юрищев М.А. Ранняя история Княгинина и Фокина в документах и фактах // Записки краеведов. Вып. 13. [Электронный ресурс] – Н.Новгород: Книги, 2010. – С. 39–60. Режим доступа: http://www.opentextnn.ru (дата обращения 03.11.2021).
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. [Электронный ресурс] – СПб., 1890–1907. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБУ/Слобода (дата обращения 10.12.2021).